Маликов
Раиф Салихович
Генеральный директор
Родился 24 августа 1952 года в
Башкортостане.
Окончил Уфимский авиационный институт в
1974 году.
После окончания в течение трех лет
трудился на Тюменском моторном заводе.
Работает на Нефтекамском автозаводе с
1977 года, прошел трудовой путь от инженера-технолога до
генерального директора.
В 1993 году Раиф Салихович награжден
Почетной грамотой Президиума Верховного Совета
Республики Башкортостан. В 2001 году ему присуждена
Государственная премия Республики Башкортостан в области
науки и техники «За разработку конструкции, технологии и
организацию производства пассажирских автобусов». В 2003
году присвоено почетное звание «Заслуженный
машиностроитель Российской Федерации». В 2007 году
награжден орденом Салавата Юлаева.
С 1999 года является депутатом
Госсобрания Курултая Республики Башкортостан.
О ПРЕДПРИЯТИИ
Нефтекамский автозавод, расположенный в
Республике Башкортостан, входит в группу предприятий ОАО
«КамАЗ» и является крупнейшим в России производителем
специализированных надстроек на шасси КамАЗ. Годовой
оборот предприятия составляет более 10 млрд рублей.
Главный конвейер завода запущен в октябре
1977 года.
В 1993 году завод преобразован в открытое
акционерное общество.
В 1998 году, как и большинство
предприятий, завод находился в кризисном состоянии.
Правлением акционерного общества с привлечением лучших
специалистов предприятия, банковских аналитиков была
разработана и советом директоров одобрена стратегия
развития завода на десять лет, которая была
сформулирована в Программе повышения финансовой
устойчивости.
Одна из важнейших составляющих принятой
стратегии развития завода – это жесткая программа
снижения накладных расходов, затрат на производство как
по линии инженерно-технических, так и по линии
коммерческих служб.
Сегодня принятая программа выполнена: за
последние восемь лет объем производства вырос в сорок
раз и в 2006 году составил более 8 млрд рублей. А в 2007
году выпущено продукции на сумму более 10 млрд рублей.
Погашены все долги в бюджеты всех уровней, внебюджетные
фонды и за энергоресурсы.
За последние годы на заводе создано около
8 000 рабочих мест. Сегодня численность предприятия
составляет более 11 000 человек.
ПРОДУКЦИЯ
На Нефтекамском автозаводе выпускается
более 20 000 специализированных надстроек на шасси КамАЗ
к 28-ми моделям самосвалов грузоподъемностью от 7 до 30
тонн.
50% топливоперевозчиков емкостью от 8 до
38 кубических метров, производимых в России,
изготавливается на Нефтекамском автозаводе.
25% российских транспортных прицепов и
полуприцепов выпускается под маркой НефАЗ.
Каждый третий российский пассажирский
автобус большого класса производит Нефтекамский
автозавод.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ
«Программа освоения пассажирских
автобусов» была принята руководством завода в 2000 году.
Она требовала огромных финансовых, материальных,
производственных, интеллектуальных ресурсов. Были
проведены серьезные маркетинговые исследования
российского рынка. Специалисты тщательно изучили опыт
работы всех российских и европейских производителей
пассажирских автобусов.
На площадях 20 000 квадратных метров в
короткие сроки было построено уникальное производство, в
котором применена технология на уровне лучших
европейских производителей пассажирских автобусов.
Первый автобус марки НефАЗ-5299 был
изготовлен 6 декабря 2000 года.
За три года завод вышел на проектную
мощность и занял треть российского рынка автобусов
большого класса.
Более 5 000 автобусов работают в
большинстве регионов России, в Казахстане, Узбекистане,
Украине, странах Ближнего Востока. Кстати, в
комендантской роте Кремля работают несколько НефАЗов.
Была освоена широкая гамма моделей:
городской, пригородный, междугородный, автобус в
северном исполнении, автобус, работающий на газе метане,
автобус малого класса, туристический автобус повышенной
комфортабельности, низкопольные автобусы.
С 2007 года осуществляется проект по
совместному производству автобусов на шасси европейской
корпорации VDL. На базе шасси VDL с двигателем DAF были
созданы три модели автобуса: городской низкопольный,
междугородный и туристического класса. Четвертая модель
совместного производства – автобус малой вместимости
(двигатель Volkswagen).
Шесть моделей автобуса марки НефАЗ –
городской, пригородный, междугородный, туристический,
автобус для перевозки инвалидов и низкопольный городской
– завоевали дипломы лауреатов конкурса «100 лучших
товаров России».
КАЧЕСТВО
Вхождение России во Всемирную торговую
организацию ставит товаропроизводителей в жесточайшие
конкурентные условия. Главным условием существования
предприятия становится качество выпускаемой продукции.
Проведена реконструкция окрасочного
комплекса в производстве автосамосвальных надстроек.
Сданы в эксплуатацию две современные окрасочные линии с
применением дробеструйной установки немецкой фирмы «Shlich»
для подготовки поверхности под покраску мощностью 25 000
единиц в год, в которых обрабатываются как готовые
платформы, так и компоненты рамы, надрамники. Аналогов
таких линий в России нет.
Использование в производстве современного
технологического оборудования таких европейских фирм,
как Shlick, Wagner, OLT, Kaltenbach, а также применение
комплектующих и компонентов фирм VDL, DAF, Konvekta, ZF,
Voith, Helios, Sika в выпускаемой заводом продукции
позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке
автотехники.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Без значительных вложений в инвестиции и
инновационные программы продукция многих предприятий
может стать невостребованной, в связи с этим начата
глубокая диверсификация производства и обновление
основных фондов, что позволит заводу выпускать
конкурентоспособную продукцию.
В развитие новых производств и
инвестиционные проекты Нефтекамский автозавод уже вложил
около 1 млрд рублей собственных средств. В текущем году
бизнес-планом на инвестиции предусмотрены средства в
сумме 360 млн рублей (это в 2,5 раза больше, чем в 2006
году), а до конца 2012 года эти объемы составят 2,5 млрд
рублей.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Рост основных экономических показателей
Нефтекамского автозавода:
– объем отгруженной продукции и оказанных
услуг в 2006 году составил более 8 млрд 39 млн рублей;
– индекс физического объема составил
127%;
– чистой прибыли получено в сумме 358 млн
рублей, и это в 2,5 раза больше, чем в 2005 году;
– в 2007 году преодолен рубеж объемного
показателя в 10 млрд рублей. |