Вепрев
Александр Алексеевич
Генеральный директор ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация
«Иркут», Вице-президент
Родился 10 декабря 1951 года в
Нижнеилимском районе Иркутской области.
В 1974 году окончил Иркутский
политехнический институт по специальности
«самолетостроение».
В 1997 году занял должность технического
директора Иркутского авиационного завода.
15 января 2008 года был назначен
генеральным директором ИАЗ – филиала ОАО
«Научно-производственная корпорация «Иркут»,
Вице-президентом.
Награжден нагрудным значком Министерства
промышленности и энергетики «Почетный авиастроитель»,
Почетной грамотой Российского авиационно-космического
агентства, почетным знаком Лауреата Всероссийского
конкурса «Трудовая слава России», Почетной грамотой
губернатора Иркутской области, Памятным знаком «За
верность авиации».
Кандидат технических наук.
Общий объем экспорта вооружения и
военной техники в России в 2007 году оценивается более
чем в 7 млрд долларов. При этом основную прибыль
принесли поставки многофункциональных боевых самолетов
Су-30. Более 80% выручки Объединенной авиастроительной
корпорации (ОАК) составила продажа самолетов Су-30МК.
Большая их часть была выпущена Иркутским авиационным
заводом – филиалом ОАО «Корпорация «Иркут».
В 2007 году Иркутский авиационный
завод поставил 18 самолетов Су-30МКИ в Индию, 6
самолетов Су-30МКМ – в Малайзию, 4 Су-30МКА – в Алжир.
Кроме того, индийской корпорации HAL поставлялись
технологические комплекты самолетов Су-30МКИ для
лицензионной сборки.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1932 году в соответствии с приказом
Народного комиссариата тяжелой промышленности №181
28/III-1932 года началось строительство авиационного
завода №125 вблизи Иркутска. В феврале 1935 года
поднялся в небо первый иркутский самолет – истребитель
И-14, сконструированный в КБ А.Н.Туполева бригадой
П.О.Сухого. Осенью 1941 года на территорию завода №125
был переведен завод №39 им. Менжинского из Москвы,
который объединился с заводом №125. С 19 декабря 1941
года объединенное предприятие получило название «Завод
№39 имени И.В.Сталина». Иркутские авиастроители работали
практически со всеми ведущими конструкторскими бюро
страны. Со стапелей ИАЗ сходили самолеты СБ (скоростной
бомбардировщик КБ А.Н.Туполева), Пе-2 и Пе-3 (КБ
В.М.Петлякова), Ер-2 (КБ В.Г.Ермолаева), Ил-4, Ту-2,
Ту-14, Ил-28, Ан-12, Як-28, Ан-24Т, МиГ-23УБ, МиГ-27,
Су-27УБ, Су-30.
Всего на ИАЗ построено в общей сложности
более 6 500 самолетов 20 типов и их модификаций, которые
были поставлены заказчикам в 35 стран мира.
СЕГОДНЯ
После акционирования и регистрации в
октябре 1992-го государственное предприятие «Иркутское
авиационное производственное объединение» было
преобразовано в ОАО «Иркутское авиационное
производственное объединение», а в 2002 году ОАО «ИАПО»
переименовано в ОАО «Научно-производственная корпорация
«Иркут». Иркутский авиационный завод стал филиалом
корпорации «Иркут».
В настоящее время ОАО «Корпорация «Иркут»
– это многопрофильная компания, специализирующаяся на
производстве авиационной техники военного и гражданского
назначения и поддержке ее эксплуатации на протяжении
всего жизненного цикла. Управляет компанией
корпоративный центр, расположенный в Москве.
Производство авиационной техники осуществляет Иркутский
авиационный завод (ИАЗ).
Успешное выполнение контрактов на
поставку для ВВС Китая, Вьетнама, Индии самолетов
Су-27УБ и Су-30МК открыло перед ИАЗ широкие перспективы
на международном уровне. Рынок высокотехнологичной
продукции заинтересовался маркой «Сделано в Иркутске» –
как истребителями, так и гражданской авиацией:
самолетом-амфибией Бе-200, автожиром А-002, что
обеспечило завод заказами на долгосрочную перспективу до
2015 года.
На сегодняшний день география поставок
продукции ИАЗ это Индия, Малайзия, Алжир, Франция,
Германия и Россия. В 1997 году Иркутское
производственное объединение, первое среди российских
предприятий авиационной промышленности, получило
сертификат на соответствие системы качества
международным стандартам ISO 9002.
Предприятие оснащено современным
оборудованием с широким применением сквозных
CAD/CAM-технологий, включающих множество оригинальных
разработок. В производстве используются уникальные
технологии в области обработки титановых сплавов,
высокоскоростной механообработки, дробеударного
формообразования крупногабаритных панелей,
гальванических покрытий деталей, люмконтроль и другие
самые современные технологи.
ПРОДУКЦИЯ
Виды выпускаемой продукции: многоцелевой
истребитель Су-30МК в разных модификациях; учебно-боевой
самолет Як-130 для авиации МО РФ и на экспорт;
многофункциональный самолет-амфибия Бе-200; автожир
А-002; авиационные компоненты для семейства самолетов
А320; комплекты для наземного обслуживания авиационной
техники.
РАЗВИТИЕ
В техническое перевооружение предприятия
ежегодно инвестируются десятки миллионов долларов. Сумма
уже подписанных контрактов, которые предстоит выполнить
иркутянам, составляет более пяти миллиардов долларов.
С 2004 года на ИАЗ реализуется программа
международной промышленной кооперации с ведущим мировым
производителем авиационной техники – компанией Airbus,
включающая в себя производство компонентов для семейства
аэробусов А320. Реализация данной программы позволяет
Корпорации «Иркут» интегрироваться в международный
авиастроительный бизнес, модернизировать производство
для выпуска компонентов этих самолетов в соответствии с
европейскими стандартами.
Иркутский авиационный завод, который
всегда выпускал отличную военную технику, постепенно
диверсифицирует свой продуктовый ряд и связывает свое
будущее с гражданским среднемагистральным пассажирским
самолетом МС-21 (магистральный самолет XXI века). Он
придет на смену Ту-154. Над разработкой МС-21 работают
КБ Яковлева и КБ Ильюшина. С этим самолетом связаны
самые долгосрочные перспективы Иркутского авиационного
завода, уходящие на десятилетия вперед.
В начале августа 2007 года на Иркутском
авиационном заводе провело выездное заседание правление
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Побывав
в цехах и отделах, осмотрев новейшее оборудование,
президент ОАО «ОАК» Алексей Федоров сказал: «Иркутский
авиазавод сегодня является одним из лидеров российского
авиапрома. У него большое будущее».
КАДРЫ
Численность работников предприятия
составляет 11450 человек. Большинство из них регулярно
повышают свой профессиональный уровень.
Инженерно-технические работники получают за счет завода
второе высшее образование в вузах Иркутска, проходят
стажировку в ведущих компаниях Западной Европы. Рабочие
повышают квалификацию в собственном заводском
учебно-производственном центре, на заводах компании
Airbus во Франции и в Германии.
Заработная плата, согласно коллективному
договору, раз в квартал индексируется в соответствии с
уровнем инфляции в стране. Объем социального пакета на
одного работающего в 2007 году составил около 18 000
рублей.
ИАЗ содержит объекты социальной сферы:
санаторий «Радон» в Ниловой Пустыни, базу отдыха
«Чайка» и детский спортивный лагерь на Байкале, детский
оздоровительный лагерь «Ласточка». Ежегодно более 1600
работников завода и 1400 детей заводчан отдыхают в
санаториях, на базах отдыха и в оздоровительных лагерях,
принадлежащих ИАЗ. Заводчане и их дети пользуются
услугами Дворца культуры имени Юрия Гагарина, занимаются
спортом в спортивно-оздоровительном центре «Зенит» –
дочерних компаниях корпорации «Иркут».
В заводском микрорайоне живут в основном
работники, ветераны ИАЗ и их семьи. Десятки лет
существует традиция, когда потомственными
авиастроителями становятся дети и внуки авиастроителей
30–70-х годов. Трудовой стаж некоторых династий
составляет до 120–150 лет. Дети заводчан – будущие
инженеры-конструкторы, технологи имеют возможность
учиться в Иркутском государственном техническом
университете за счет предприятия. Ежегодно на обучение
направляется до 150 человек. Заводчане-пенсионеры
ежеквартально получают от завода помощь.
|